понедельник, 14 января 2008 г.

Casual games в России - игры есть, а названия нет

Интервью / Alex Exler


Простенькие и расслабляющие игры, которые сейчас принято называть casual games, приобретают все большую и большую популярность как среди домашних пользователей, так и среди офисных работников - к вящему озлоблению начальства. О том, в чем заключается специфика разработки и продажи этого вида игры, мы беседуем с Александром Лысковским - генеральным директором компании Alawar Entertainment, Inc., одним из учредителей ассоциации ISDEF - форума независимых разработчиков программного обеспечения, автором многочисленных статей и книг, посвященных вопросам интернет-бизнеса и индустрии casual games.


Александр Лысковский

В чем заключается основная специфика игр формата casual games?

Главная специфика игр этого формата заключается в том, что они предназначены для обычных пользователей, для которых игры являются не самоцелью, а просто возможностью ненадолго отвлечься от работы или домашних дел, снять стресс, отдохнуть и расслабиться. Поэтому и требования к ним отличаются от требований к крупным проектам. Правила в таких играх довольно простые, а игровой процесс становится понятным с первым кликом мышки. Люди, которые предпочитают casual-игры, никогда не будут тратить несколько часов на то, чтобы разобраться во всех сложностях, целях и правилах, потому что планируют отвлечься минут на 15-20. Хотя, если игра понравилась и затянула, в результате оказывается, что игровой процесс занял гораздо больше времени.

Кроме того, есть и технические особенности - большинство игр формата casual games распространяются по условно-бесплатной (shareware) лицензии через Интернет, поэтому дистрибутив игры обычно весит около 15 Мб, что позволяет легко и быстро эту игру скачать.

Какова сейчас ситуация на мировом рынке игр формата casual games в целом?
Последние пять лет рынок casual games развивается рекордными темпами, привлекая все новых игроков. При этом в связи с динамичным ростом на рынок выходят все более крупные игровые компании и многоиндустриальные бренды (Sony, Disney и другие). Примерно 70% оборота в этом сегменте приходится на США и Канаду. Однако уже заметен рост и в других регионах - сейчас активно развиваются европейская (особенно немецкая), азиатская и российская площадки. Если раньше вся индустрия была сосредоточена на американском рынке, то сегодня обращать внимание на новые рынки стали и крупные международные компании. В целом, согласно прогнозам Международной ассоциации разработчиков IGDA, в 2008 году оборот мировой индустрии casual games превысит 2 миллиарда долларов США.

На Западе игры формата casual games популярны уже около 10 лет, почему в России интерес возник только сегодня?

Интерес к играм формата casual games был и в то время. Например, всем известный парализатор офисов - игра Color Lines от компании Gamos – вышел уже в 1992 году. Тогда игра продавалась в магазинах еще на 5-дюймовых дискетах, ведь распространять игры через Интернет как условно-бесплатные программы в России было просто невозможно. Кроме того, не стоит забывать о "Косынке" и "Сапере", поставляемых в стандартной поставке Windows. Уж в эти типичные игры формата casual games, безусловно, играл практически каждый из нас.


Игра Color Lines

Другими словами, 10 лет назад в России были и casual-игры, и интерес к ним, только распространялись они по-другому: любая онлайновая покупка представляла собой весьма сложный процесс и вызывала недоверие у пользователей, поэтому на Россию как на рынок долгое время никто не обращал внимания. Плохо развитые в стране телекоммуникационная и платежная инфраструктуры способствовали тому, что все российские разработчики игр ориентировались исключительно на Запад, а проекты даже не переводились на русский язык.

Однако в 2002 году мы все-таки приняли решение локализовать всю нашу коллекцию игр (тогда их было около тридцати) и попробовать продавать их по приемлемой цене на российском рынке. При этом пришлось решать множество проблем. Помогло то, что столкнулась с этими трудностями не только Alawar Entertainment. На рынок вышел ряд компаний, которые хоть и не занимались играми формата casual games, но были заинтересованы в развитии электронного бизнеса в целом. Это во многом облегчило продвижение наших продуктов на российский рынок. Сегодня же базовые проблемы практически решены. Удешевление и распространение широкополосной связи, массовое распространение пластиковых карт, рост популярности таких платежных систем, как WebMoney и "Яндекс.Деньги", подключение SMS-платежей, возросший интерес СМИ к casual-играм, а также появление игровых разделов на крупных порталах привели к росту популярности игр формата casual games.

Можно ли сегодня говорить о российском рынке игр формата casual games или пока что в России рынок еще не сформирован?

Безусловно, сегодня уже можно говорить о российском рынке как о бизнесе, а не хобби отдельных разработчиков подобных игр, хотя рынок пока еще находится в стадии становления. На сегодняшний день темп роста продаж игр формата casual games в России составляет более 20% ежемесячно. К тому же своеобразным знаком того, что пришло время говорить о casual-играх как о серьезном бизнесе, стал выход на рынок новых профессиональных игроков Рунета. В первую очередь это, конечно, крупные порталы - Rambler и Mail, которые просто не обратили бы внимания на casual-игры, если бы направление было не перспективным. Во-вторых, существенно изменилась планка качества игр. Это уже не собранные на коленке за пару недель поделки. В разработке участвуют профессиональные команды, способные делать высококачественные игры. К тому же этим игровым форматом заинтересовались и крупные разработчики, которые ранее поглядывали на этот сектор индустрии скептически. Например, компания Gaijin Entertainment, известная на рынке PC-игр такими проектами, как "Адреналин Экстрим Шоу", "Адреналин-2: Час пик", "Жмурки", "Параграф 78", выпустила в прошлом году casual-игру Magic Gem, а сейчас в разработке находятся еще два проекта, где Alawar Entertainment выступает как издатель. Активно ведется работа по совместному выходу на этот рынок игр и от других российских разработчиков, более известных по крупным CD-проектам.

В чем заключается специфика российского рынка игр casual games? Перспективно ли это направление?

Игры формата casual games стали популярны на российском рынке сравнительно недавно. Если на Западе все знают, что такое casual games, то в России зачастую приходится объяснять, что это вообще за игры. Причем не только пользователям, но и многим потенциальным партнерам или журналистам. Даже сам термин в России еще не устоялся. Мы перебрали множество вариантов – казуальные игры, shareware-игры, скачиваемые, загружаемые, офисные, casual-игры, игры на 5 минут, игры на каждый день, игры в стиле casual, coffee-break-игры, тайм-киллеры, - но, к сожалению, у каждого из них есть свои недостатки. На сегодняшний день мы остановились на термине "игры формата casual games", однако вопрос остается открытым – ведь подобрать хочется русскоязычное и понятное русскому пользователю название.

Ситуация получается довольно забавная: игры есть, популярность формата растет, а единого названия, которое бы использовалось всеми игроками российского рынка, нет. Зато мы сошлись в другом немаловажном вопросе - в единой цене на игры. Сегодня стоимость игры в стиле casual на российском рынке составляет 90 рублей, в то время как на Западе цена на аналогичный продукт - 19,95 доллара США. Кстати, именно поэтому в России в основном представлены игры от российских разработчиков и издателей, западные же компании выбрали выжидательную позицию, ожидая роста российской площадки и возможности продавать игры по более привычным для себя ценам.

Отличаются ли западные пользователи от российских?

Конечно, пользователи отличаются. Если на Западе это в основном домохозяйки за 35, то в России наибольшей популярностью игры формата casual games пользуются у офисных работников, в основном у тех, кто работает с цифрами, финансами и текстами. Именно поэтому Top 10 наиболее востребованных игр в России и на Западе не совпадают. В России перевес наблюдается в сторону логических игр и головоломок, где необходимо немного подумать, а не просто быстро кликать мышкой. Например, на российском рынке очень популярна игра "Карапузы и прикиды" (оригинальное название – Tots’N’Togs) - экономический симулятор магазина модной одежды от компании Handy Entertainment. Вот уже более года игра держится в Top 15 и не думает снижать свою позицию. Впрочем, разнообразные "кликалки", основная цель которых заключается в том, чтобы сопоставить фигурки по цвету или форме, например: "Снежок. Обеденный переполох", "Волшебные пузыри" или "Загадки Египта", пользуются одинаковой популярностью как в России, так и на Западе.

полный текст здесь

04.08.2006